БВИ



Павел Клушанцев

Один из самых известных документалистов своей эпохи, работающий не только с научно-просветительским материалом, но одним из первых показавший северное сияние, подаривший будущим поколениям хронику одного из полетов на Венеру. Жанры научно-просветительского кино и художественной документалистики (граничащей с игровым кино) обычно стоят обособленно друг от друга. Но так не было в случае с Павлом Клушанцевым, снимавшем учебные фильмы о покорении и освоении Луны (1965 год) или Марса (1968 год) так, что ленты можно принять за художественную документалистику.
Павел Клушанцев разработал несколько новаторских для своего времени методов съемок, которые применял не только в художественной документалистике, но и в научно-популярных фильмах. Он считался непревзойденным мастером комбинированных съемок, способным снимать в любых условиях (включая невесомость или открытый космос).
Также Павел Клушанцев писал научно-популярные исследования для детей.



Одна из первых документальных хроник своего времени, основанная на исследовании Александра Казанцева и рассказывающая о совместной советско-американской экспедиции (корабли «Сириус», «Вега» и «Капелла») на Венеру.
Лента впервые показывает разнообразную флору и фауну Венеры, сведения о которой до этого полета были невероятно скудны. Хроника наглядно демонстрирует типичные психологические проблемы, которые могут возникнуть в небольшом коллективе в экстренных ситуациях.

*Илья Васильевич Вершинин — профессор, командир космического корабля «Сириус».

*Роман Бобров — инженер, член экипажа космического корабля «Сириус».

*Алексей — радист, член экипажа космического корабля «Сириус».

*Иван Щерба
— профессор, геолог, командир космического корабля «Вега».

*Мария Иванова — член экипажа космического корабля «Вега».

*Аллан Керн — американец, инженер, член космического корабля «Вега».

*Джон — американский робот.



Документальный научный кинофильм «Человек-амфибия» повествует о событиях, разворачивавшихся в Аргентине начала ХХ века. В результате новаторских экспериментов доктора Сальватора была проведена успешная пересадка органов: жабры акулы были вживлены больному мальчику, сыну исследователя. Однако в результате трагического происшествия уже выросший к тому времени юноша по имени Ихтиандр потерял способность к легочному дыханию и был вынужден навсегда поселиться в море. Фильм снят на документальном материале и является историческим свидетельством смелых открытий эпохи.
Главными действующими лицами являются:

*Профессор Сальватор — известный ученый, занимающийся экспериментами по расширению возможностей человека. Пересадил своему сыну, страдающему заболеванием легких, жабры акулы.

*Ихтиандр (также называемый «Морским дьяволом») — молодой человек, сын доктора Сальватора, в детстве перенесший операцию по пересадке жабр акулы, в результате чего способен долгое время находиться под водой. Не знаком с жизнью за пределами лаборатории отца и морских просторов, крайне наивен.

*Гуттиэре — жительница Буэнос-Айреса. Упала за борт во время катания на яхте, была спасена Ихтиандром. Впоследствии молодые люди полюбили друг друга, однако отец Гуттиэре, Бальтазар, вынуждал девушку выйти замуж за Педро Зуриту — и, в результате трагических событий, это привело к разрыву влюбленных.

*Педро Зурита — хозяин яхты и начальник артели охотников за жемчугом. Захватил Ихтиандра, чтобы заставить того искать для него жемчуг на большой глубине, а также принуждал Гуттиэре к свадьбе.

*Ольсен — журналист, друг доктора Сальватора. Впоследствии помогал Ихтиандру сбежать из плена Зуриты.



Фильм-памфлет, изобличающий изобретателей-самоучек, не регистрирующих свои открытия в соответствующих учреждениях. Снят на основе реальных событий, однако действие перенесено из 30-х годов ХХ века в 70-е. Посвящен аварии кустарной машины времени, спроектированной советским инженером Александром Тимофеевым.


*Александр Тимофеев (Шурик) — талантливый, но чрезвычайно неорганизованный, как в быту, так и в работе изобретатель. Создал технологию перемещения во времени и пространстве, работающую на кустарных приборах, например, транзисторах и сжиженном газе. Из-за неполадок переместил и чуть не оставил в прошлом двух случайных людей, а взамен получил агрессивного от перенесенного шока царя Ионна IV (Грозного).

*Иван Васильевич Бунша — управдом, случайно перенесенный во времена царя Ионнна Грозного. Вынужден был изображать пропавшего царя, после возвращения помещен в психиатрическую лечебницу.

*Жорж Милославский — вор-рецидивист, случайно попавший в прошлое вместе с Буншей. На его примере можно убедиться, как опасны технологии временных скачков в руках недостаточно проверенных людей.



Биографический киносериал «Гостья из будущего» посвящен проблемам путешествий во времени. По мысли создателей, должен заставить родителей задуматься о том, к чему приводят бесконтрольные перемещения во времени их детей. Однако сериал стал неожиданно популярным именно у подрастающего поколения.



Основные действующие лица:

*Коля Герасимов — ученик обычной московской школы, попавший из 80-х годов ХХ века в 2084 год. Невольно стал обладателем миелофона — прибора для чтения мыслей.

*Робот Вертер — «главный администратор и бюрократ» Института времени, по собственным словам, а также уборщик. Сентиментален, склонен к меланхолии, но в экстремальной ситуации очень отважен. Защищает Колю Герасимова от космических пиратов и погибает от их руки.

*Космические пираты Крыс и Весельчак У — В фильме использованы образы реально существующих космических пиратов, однако в угоду художественному вымыслу они чуть изменены. Оба пирата умеют менять внешность, тогда как в реальности такой способностью обладал только Крыс с планеты Крокрыс.

*Алиса Селезнёва — школьница из Москвы 2084 года, которая прибыла в прошлое вслед за Колей и пиратами, чтобы отыскать миелофон, что ей, в конечном итоге, и удалось.



Документальная лента о развитии робототехники в СССР. Посвящена на столько массовому производству андроидов, сколько фундаментальным вопросам: способны ли роботы испытывать чувства и эмоции, можно ли считать робота полноценным человеком. В кинотрилогии также много места уделяется проблеме злоупотребления возможностями робота.



*Профессор Громов — ученый-изобретатель, создатель экспериментальной модели «Электроник».

*Андроид Электроник — заглавный персонаж картины. Точная копия московского школьника Сергея Сыроежкина, по воле случая встретившийся со своим прототипом. Замещал Сыроежкина в школе, получал за него отличные оценки, но вскоре был украден западными криминальными элементами и обманом принужден участвовать в «ограблении века» — похищении раритетных картин из крупного музея.

*Сергей Сыроежкин — прототип Электроника, крайне эмоциональный, неуравновешенный и ленивый, но при этом инициативный и добрый мальчик. Несмотря на то, что вначале он использовал Электроника, чтобы подтянуть оценки в школе, вскоре разочаровался в своей «замене» и взялся за учебу сам.

*Стамп — главарь банды преступников, похитивших Электроника.



Документальная дилогия «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной», тщательно зафиксировавшая исторический момент первого длительного космического перелета землян и освобождения планеты системы Шедар от восставших роботов, была оставлена историкам, ученым и будущим поколениям усилиями И.О.О. (Исполняющего Особые Обязанности). Хроника педантично зафиксировала всю историю событий — от получения сигнала бедствия, создания проекта «ЗАРИ» до момента спасения планеты, названной Виктором Середой Варианой.
Первая часть дилогии посвящена разработке проекта, проблемам, вставшим перед его создателями (например, факт предстоящего длительного путешествия привел к решению выбрать в качестве участников экспедиции молодых людей в возрасте от 14-15 лет), а также на примере Ф.Лобанова демонстрирует правила поведения в космосе.
Вторая часть дилогии посвящена событиям на Вариане. Данная история служит поводом для размышления о распределении обязанностей между человеком и роботом, о балансе технического прогресса и эмоциональной и духовной деятельности живых существ.

Участники событий:

*И.О.О.
Исполняющий особые обязанности, настоящее имя и происхождения которого неизвестны. Предполагается, что он инопланетянин. Среди документально зафиксированных способностей — мгновенная телепортация в любую точку вселенной, способность к внушению. Обеспечивал связь между Землей и экипажем «ЗАРИ» во время экспедиции. Оказывал посильную помощь.

*Виктор Середа
Командир космического корабля «ЗАРЯ» и научный руководитель экспедиции. Разработал проект «ЗАРИ» (Звездолет Аннигиляционный Релятивистский Ядерный), который был взят за основу создания космического корабля для полета на Кассиопею. Обладает ярко выраженными лидерскими качествами. Входил в состав группы, обесточившей зарядную станцию роботов.

*Павел Козелков
Первый пилот «ЗАРИ», бортинженер. Одноклассник и ближайший друг В.Середы. С детства мечтал быть космолетчиком. Имеет необычное хобби — стальные десятисантиметровые гвозди, которые любит забивать. Входил в состав первой группы высадки на планету.

*Михаил Копаныгин
Штурман, астронавигатор. Член кружка космонавтики. Обладает феноменальной памятью, благодаря чему и был зачислен в состав экипажа «ЗАРИ»
Во время событий на Шедаре находился на борту корабля, оказывая техническую поддержку.

*Федор Лобанов
Изобретатель, «специалист по внеземным цивилизациям», двоечник, первый в истории космический «заяц». Прозвище — Лоб. Его кандидатура не рассматривалась для участия в экспедиции, так как Виктор Середа считал, что Лобанов психологически несовместим с командой. Что не помешало Лобанову проникнуть на корабль зайцем. Входил в состав первой группы высадки. Среди достижений — изобретения суперклея и установление первого контакта.

*Варвара Кутейщикова
Экзобиолог. Искренне считает, что «люди должны сделать все, чтобы сохранить на Земле вымирающие виды животных, и было бы лучше, если бы Середа подумал об этом, а не тратил время на изобретение дурацких релятивистских двигателей». Но именно знания в области биологии сыграли важную роль в ее зачислении в состав экспедиции на Кассиопею. Входила в состав первой группы высадки. Нашла метод борьбы с Исполнителями.

*Юлия Сорокина
Врач. Активная сторонница проекта Середы. Во время борьбы с роботами открыла простейший способ отключения вездесущего "Шара Вершителей" — средства связи и наблюдения роботов — с помощью бинта из своей портативной аптечки.

*Екатерина Панферова
Геолог. В состав экипажа «ЗАРИ» включена последней, по рекомендации ИОО (заменила Елену Кашкину, на участие которой в экспедиции не дала согласие бабушка). Во время событий на Вариане находилась на корабле.

*Агапит
Варианец, родившийся на орбитальной станции и никогда не видевший свою родную планету. Вступил в контакт с землянами. Вместе с Середой и Сорокиной участвовал в высадке в составе второй группы. С его помощью удалось обесточить зарядную станцию роботов.

*Робот-механик и Робот-нянька
Роботы старого поколения, оставшиеся на поверхности планеты. Признаны негодными к работе. Оказали посильную помощь спасательной группе «ЗАРИ» в их операции.



Прекрасное мультипликационное воплощение известного очерка Кира Булычева «Путешествие Алисы». Является документальным свидетельством бесчинств космических пиратов, а также отважных действий, предпринимаемых как капитанами Дальнего флота Кимом и Бураном, так и гражданской экспедицией корабля «Пегас». В сюжет привнесены детективные элементы, история посвящена поиску пропавшего корабля «Синяя чайка», в который оказываются втянуты профессор Селезнёв, его дочь Алиса, бортмеханик Зелёный и знаменитый археолог Громозека.



*Алиса Селезнёва — юная школьница, отправившаяся в путешествие со своим отцом, профессором космозоологии, чтобы привезти новых зверей для московского зоопарка. Однако девочке пришлось пережить много захватывающих приключений в системе «Медуза». Зверей в итоге собрано почти не было, однако Алиса получила в подарок шапку-невидимку, животное под названием «индикатор» и летающую корову Склисса.

*Профессор Селезнёв — отец Алисы, исполняет обязанности капитана на борту «Пегаса». Интеллигентный и мирно настроенный человек, который, однако, действует решительно, если в опасности находится его дочь.

*Зелёный — бортмеханик «Пегаса», пессимистично настроенный, но очень добрый человек, талантливый специалист, отказавшийся от возможности стать «гениальным механиком» на планете Шелезяка, чтобы не оставлять друзей в беде.

*Громозека — археолог, давний друг профессора Селезнёва. Из-за определенных модификаций организма способен на перемещения в открытом космосе без корабля, имеет щупальца и глаза-камеры. Любит валерьянку и очень придирчив к ее количеству.

*Говорун — редкая птица, способная запоминать и воспроизводить человеческую речь и летать меж звезд. Питомец капитанов Кима и Бурана. Играет важную роль в детективном сюжете картины.

*Ким и Буран — отважные капитаны, известные первопроходцы Дальнего космоса. Владели секретом абсолютного топлива, из-за чего один из них, капитан Ким был похищен космическими пиратами.

*Пираты Глот с планеты Катрук и Весельчак У — опасные космические разбойники, планировавшие завладеть секретом абсолютного топлива. Глот обладал способностью менять внешность, а Весельчак У использовал новаторские технологии слежения.



История знает множество примеров случайных контактов между обитателями разных планет, и это — один из них. Случайная встреча на улице, проблемы с навигацией и отсутствие общего культурного поля привели к тому, что двое землян (дядя Вова и студент Гедеван) оказались на планете Плюк в галактике Кин-Дза-Дза.
Они встретились с местными жителями: пацаком Би и чатланином Уэфом, бедными артистами и обладателями летательного аппарата (пепелац). К сожалению, оказалось, что хотя артисты и были бы рады помочь землянам вернуться назад (за определенную плату в КЦ — в обычных спичках, которые невероятно ценны на Плюке), но в пепелаце нет гравицаппы. Купить гравицаппу оказалось труднее, чем представлялось вначале, и земляне остались без спичек (все местные — жулики от природы) и без артистов, с которыми поссорились.
Дяде Вове и Гедевану, обретшему прозвище Скрипач, пришлось выживать самостоятельно, что они и сделали. Пиликанье на скрипке и фальшивое исполнение земных песен пришлись местным жителям по душе.
Вторая встреча с артистами и попытка все же достать гравицаппу привели к очередным проблемам: в ход истории вмешались жители планеты Альфа, которые предпочитали видеть чатлан и пацаков только в одном варианте — в качестве мирных растений.
Но всё же пара временных парадоксов, упорство дяди Вовы и Скрипача, а также добрая воля инопланетянина, с которого всё началось, привели к благополучному окончанию истории.

Участники событий:

*Владимир Николаевич Машков
Человек с планеты Земля и, как потом выяснилось, пацак. Вместе с Гедеваном Александровичем Алексидзе («Скрипачом») попал на планету Плюк.
Человек трезвомыслящий, умеет обращаться с разнообразной техникой (починил даже пепелац) и разбирается в людях (довольно быстро вник в психологию и социальную структуру плюкан и начал эффективно этим пользоваться).
Также его называют «дядя Вова».

*Гедеван Александрович Алексидзе
«Скрипач», землянин, как позже выяснилось, пацак.
Вместе с дядей Вовой попал на планету Плюк.
Сам из Батуми; студент-первокурсник текстильного института города Иваново, приехавший в Москву, чтобы передать профессору Рогозину скрипку (итальянскую, XVIII века), забытую им после банкета.
Немного знает иностранные языки («Английский. Французский... слабо».) Склонен к тщеславию.
Постоянно норовит утащить у местных обитателей самые разные предметы — ложку, «бандуру», «Кристалл Представления» и даже железный ящик («эцих») с инопланетянином внутри, но постоянно попадается. Правда, движет им желание доставить на Землю внеземные артефакты и технологии, тем самым обогатив земную науку.

*Би
Бедный артист, пацак, владелец старого пепелаца. Путешествует по галактике вместе с другом — чатланином Уэфом, исполняя песни. При этом находился в подчинении у Уэфа, поскольку тот чатланин.
Оба — Би и Уэф — родились на планете Хануд до того, как плюкане выкачали оттуда воздух и транклюкировали почти всех ханудян.
Философ. Постоянно пытается спорить и говорить крылатыми фразами.

*Уэф
Живёт на Плюке. Родился, как и Би, на Хануде. Чатланин.
Уэф очень «жадный, как все чатлане», нахальный и бессовестный тип, готовый на всё, только бы получить лишнюю кц. Колко подмечает чужие недостатки, но совершенно не замечает своих. Беспринципен — зная, что у скрипача нет спичек, выкидывает его из пепелаца.

Инопланетяне (чатлане):

*Господин ПЖ — правитель планеты Плюк в галактике Кин-дза-дза.

Мама ПЖ

*Чатланин, живущий на катере — ненавидит пацаков, презирает господина ПЖ, можно сказать, диссидент.

*Жёлтые Штаны — богатый карлик, живущий в столице. Владеет небольшим количеством КЦ и поэтому имеет право носить жёлтые штаны.

*Эцилопп (не имя, название должности) — представитель власти. Граждане и гости Плюка (исключая лишь носителей малиновых и жёлтых штанов), должны приседать перед эцилоппом один раз, восклицая «ку!». Перед малиновыми или жёлтыми штанами эцилопп сам однократно приседает, произнося при этом «ы!».

Инопланетяне (пацаки):

*Личный пацак господина ПЖ — служит правителю чем-то вроде личного шута.

*Тачаночница Цан — бедная артистка. Путешествует по Плюку на самоходной тележке и даёт концерты.

Инопланетяне (Альфийцы):

*Абрадокс — правитель или высокопоставленный чиновник планеты Альфа.

*Деконт — помощница Абрадокса.

Инопланетянин, с которого всё началось

*Босой путешественник
— житель планеты Узм, 247 в тентуре, галактика Бета в спирали. Путешествует по Вселенной при помощи машинки перемещения.

Земляне:

*Людмила (Люся) Машкова — жена дяди Вовы.

*Кирилл — сын дяди Вовы, двоечник



Документальная дилогия «Вампиры Геоны»и «Хозяева Геоны» посвящена проблеме контакта с иными цивилизациями малоизученных планет. Планировалось продолжение, которое должно было объединить мультипликационные фильмы в цикл «Звездный мир».

*Инспектор Янин
— основной персонаж повествования. Прибывает на планету Геона для расследования нападений на колонистов загадочных существ — «вампиров». Выясняет, что данные существа переносят специфическую болезнь и даже сам заболевает ей. Впоследствии выясняет, кто стоит за нападениями «вампиров».



Еще одна картина, посвященная развитию робототехники. Однако, в отличии от истории Электроника, судьба «ушедшего от изобретателя» робота в данном случае складывается печально. Андроид Роберт, точная копия своего создателя, с трудом пытается найти свое место в мире, раз за разом попадая в комические ситуации. Однако и здесь большое внимание уделяется эмоциональной стороне проблемы: могут ли роботы чувствовать, способны ли они на любовь.